Начальная школа

Характеристика учебного процесса в начальной школе МАОУ Школа №159 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ Школа №159 разработана Основная образовательная программа начального общего образования, на основании которой строится образовательный процесс в начальных классах.

Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:

  • преподавание английского языка вводится в первом классе в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг по запросу родителей (далее - ПДОУ);
  • со второго класса основной иностранный язык ведется в рамках базисного учебного плана (второй иностранный язык вводится по желанию родителей на основе ПДОУ);
  • со второго класса в начальном звене предусматривается изучение информатики (в рамках вариативной части учебного плана);
  • предполагается введение дополнительных курсов, предваряющих углубленное изучение предметов в соответствии с указанными направлениями, общеразвивающих дисциплин.

Организована внеурочная деятельность во второй половине дня по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительная (действуют спортивные секции)
  • Художественно-эстетическое (театральная студия, резьба по дереву, декоративно-прикладное искусство, вокал)
  • Научно-познавательное (научное общество учащихся, кружок робототехники)
  • Общественно-полезная деятельность (участие в социальных акциях, ярмарках милосердия)
  • Проектная деятельность
  • Социализация и развитие личности (курс «Культура России и родного края", экскурсионная деятельность).

Производится деление 2–4-х классов на группы для изучения иностранных языков.
Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, защита творческого проекта, беседа, смотр знаний и др..
Обучение в 1–4-х классах организовано по триместрам.

В школе применяются следующие образовательные технологии:

  • Традиционные;
  • Индивидуальное обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Информационные и коммуникативные технологии;
  • Проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.
В соответствии со способностями и наклонностями учащихся по итогам окончания начального обучения предусматриваются различные подходы и дифференциации:
внутренняя дифференциация, регулируемая расписанием;
формирование групп дополнительного образования: спортивно-бальные, эстрадные и народные танцы, хор, спортивная гимнастика, занимательная информатика, изучение иностранных языков.
В начальном звене не предусматривается широкая дифференциация по классам. Всё большее место занимает групповая дифференциация по желанию учащихся, реализуемая в оптимизационной модели дополнительного образования. Осуществляется развитие НОУ, индивидуальных образовательных программ, то есть все основы наук изучаются в соответствии с государственными программами и учебными планами, а всё что сверх – индивидуально, за пределами основного расписания. Таким образом, мы ориентируемся на внедрение технологии личностно–ориентированного обучения.

Об учебном плане

В Образовательном плане МАОУ Школа №159 определен максимальный объем учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, используя инфраструктуру микрорайона, кадровые возможности школы и материально-техническую базу.
Образовательный план МАОУ Школа №159 состоит из двух частей: инвариантной и вариативной, которая включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
На уровне начального общего образования содержание образования преимущественно реализуется за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. В Образовательном плане МАОУ Школа №159 особое внимание уделено формированию здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели содержание предмета Окружающий мир дополнили элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Для реализации краеведческой направленности в Образовательном плане МАОУ Школа № 159 предмет Культура Башкортостана изучается интегрированно в рамках следующих предметов: Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство и художественный труд.
Объем краеведческого материала при изучении этих предметов составляет не менее 20% от общего объема изучаемого материала.

Образовательная система «Перспектива» готовит обучающихся к современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.
Работа по Системе устраняет ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у обучающегося его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрыты.
В Системе решена одна из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. А это значит, что здесь нет стрессового включения ребенка в школьную жизнь, срывов во время перехода из начальной школы в среднюю, а старшие классы построены так, что продолжение образов В основе системы лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
В основу системы легли разработки автора проекта-доктора педагогических наук Л.Г. Петерсон и ученых академий образования и наук, практикующих педагогов и методистов. Одной из задач проекта является – не дать готовую информацию, а научить ребенка открывать новые знания самостоятельно. Дидактической основой системы «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода, синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Программа направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию. Гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности позволяют организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Главной целью программы «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Основные свойства программы "Перспектива"
1. Комплектность - в момент обучения ребёнок учится находить данные из разных источников. Таких как учебник, справочник, простейшее оборудование. У детей вырабатываются навыки делового общения, так как программой разработаны совместные задания, работа в паре, решение задач малым и большим коллективом. Педагог во время разъяснения нового материала пользуется несколькими точками зрения по поводу одной задачи, это помогает ребёнку рассмотреть ситуацию с разных сторон. В учебниках имеются основные герои, которые помогают детям научиться воспринимать информацию играя.
2. Инструментальность - специальные разработанные механизмы для детей, которые помогают на практике применять приобретённые знания. Сделана она для того чтобы ребёнок мог без посторонней помощи искать необходимую информацию не только в учебнике и словарях, но и за их пределами, в различных методических пособиях.
3. Интерактивность - в каждом учебнике имеется свой интернет-адрес, благодаря которому обучающийся может обмениваться письмами с героями учебников. Используется эта программа в нашей школе, где широко используются компьютеры.
4. Интеграция - программа разработана так, чтобы школьник мог получать общую картину мира. Например, на занятиях окружающего мира ребёнок сможет получить необходимые знания из разных областей. Таких как естествознание, обществознание, география, астрономия, ОБЖ. А также интегрированный курс ребёнок получает на уроках литературного чтения, так как там в основу обучения включено обучение языку, литературе и искусству.

Преимущество обучения по программе «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому обучающемуся поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Обучающийся на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению.

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.
Отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая обучающемуся ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.