Начальная школа

Характеристика учебного процесса в начальной школе МАОУ Школа №159 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ Школа №159 разработана Основная образовательная программа начального общего образования, на основании которой строится образовательный процесс в начальных классах.

Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
  • преподавание английского языка вводится в первом классе в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг по запросу родителей (далее - ПДОУ);
  • со второго класса основной иностранный язык ведется в рамках базисного учебного плана (второй иностранный язык вводится по желанию родителей на основе ПДОУ);
  • со второго класса в начальном звене предусматривается изучение информатики (в рамках вариативной части учебного плана);
  • предполагается введение дополнительных курсов, предваряющих углубленное изучение предметов в соответствии с указанными направлениями, общеразвивающих дисциплин.
организована внеурочная деятельность во второй половине дня по следующим направлениям:
  • Спортивно-оздоровительная (действуют спортивные секции)
  • Художественно-эстетическое (театральная студия, резьба по дереву, декоративно-прикладное искусство, вокал)
  • Научно-познавательное (научное общество учащихся, кружок робототехники)
  • Общественно-полезная деятельность (участие в социальных акциях, ярмарках милосердия)
  • Проектная деятельность
  • Социализация и развитие личности (курс «Культура России и родного края", экскурсионная деятельность).

Производится деление 2–4-х классов на группы для изучения иностранных языков.
Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, защита творческого проекта, беседа, смотр знаний и др..
Обучение в 1–4-х классах организовано по триместрам.

В школе применяются следующие образовательные технологии:
  • Традиционные;
  • Индивидуальное обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Информационные и коммуникативные технологии;
  • Проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.
В соответствии со способностями и наклонностями учащихся по итогам окончания начального обучения предусматриваются различные подходы и дифференциации:
внутренняя дифференциация, регулируемая расписанием;
формирование групп дополнительного образования: спортивно-бальные, эстрадные и народные танцы, хор, спортивная гимнастика, занимательная информатика, изучение иностранных языков.
В начальном звене не предусматривается широкая дифференциация по классам. Всё большее место занимает групповая дифференциация по желанию учащихся, реализуемая в оптимизационной модели дополнительного образования. Осуществляется развитие НОУ, индивидуальных образовательных программ, то есть все основы наук изучаются в соответствии с государственными программами и учебными планами, а всё что сверх – индивидуально, за пределами основного расписания. Таким образом, мы ориентируемся на внедрение технологии личностно–ориентированного обучения.

Об учебном плане

В Образовательном плане МАОУ Школа №159 определен максимальный объем учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, используя инфраструктуру микрорайона, кадровые возможности школы и материально-техническую базу.
Образовательный план МАОУ Школа №159 состоит из двух частей: инвариантной и вариативной, которая включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
На уровне начального общего образования содержание образования преимущественно реализуется за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. В Образовательном плане МАОУ Школа №159 особое внимание уделено формированию здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели содержание предмета Окружающий мир дополнили элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Для реализации краеведческой направленности в Образовательном плане МАОУ Школа № 159 предмет Культура Башкортостана изучается интегрированно в рамках следующих предметов: Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство и художественный труд.
Объем краеведческого материала при изучении этих предметов составляет не менее 20% от общего объема изучаемого материала.

 Образовательная система «Школа 2100» готовит учащихся к современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Работа по Системе устраняет ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у учащегося его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрыты.

В Системе решена одна из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. А это значит, что здесь нет стрессового включения ребенка в школьную жизнь, срывов во время перехода из начальной школы в среднюю, а старшие классы построены так, что продолжение образования является естественным процессом.

В основе системы лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение.

В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

Чем отличается обучение по системе деятельностного метода «Школа2000…» от традиционного обучения?

В традиционной школе считается, что ученики должны сначала выучить (запомнить) то, что предлагают учитель и учебник, затем понять, а потом научиться применять полученные знания. Основной смысл учения детей состоит в усвоении этого знания. 
Однако остается непонятным: 
Зачем учить в течение многих лет то, что потом не пригодится в жизни? 
Насколько ценны и реально необходимы знания, которые дают в школе? 

От взрослых людей часто можно услышать: 
"Не понимаю, зачем я учил столько лет в школе химию и математику, если сейчас занимаюсь музыкой".

Что же должно дать человеку школьное образование?

Программа «Школа 2000…» не перечёркивает накопленный опыт обучения, традицию, а базируется на нём, систематизируя и обогащая его.
Сегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Поэтому содержание образования, соответствующее этому уровню, должно быть связано с формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения. 
Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей  способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях. 
Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. 

При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.


На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. 
На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. 
Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий. 
Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.  

Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе?

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.

Любой ли ребенок может учиться по системе деятельностного метода «Школа 2000…»?

Случается, что к нам обращаются родители, которые жалуются на то, что их ребенок «не тянет» программу Петерсон Л.Г., что программа «слишком сложная и подходит только сильным деткам». 

Результаты многолетних психолого-педагогических исследований показывают, что программа подходит для всех детей! Именно благодаря тому, что одним из принципов, который лежит в  основе  реализации программы, является принцип МИНИМАКСА, по программе «Школа 2000…» могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные. 

Суть принципа минимакса проста:  воспитатель предлагает детям содержание материала на максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей данной возрастной группы и создает условия для освоения этого содержания на уровне, не ниже минимального уровня, соответствующего данной образовательной программе.      Все дети индивидуальны, имеют свой уровень развития, и каждый ребёнок развивается своим темпом. Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом. 

Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по программе «Школа 2000…» и это создавало возможность для таких детей догнать к концу начальной школы обычные классы и поступить в обычный пятый класс.

Каждый ли учитель может освоить технологию деятельностного метода?

Обучение по технологии деятельностного метода носит более естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия. 

Однако, это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать детям осуществлять поиск, а лишь направлять их, помогать им. Это не совсем просто для человека, который привык быть носителем знания, "истиной в последней инстанции". Нелегко не давать знания в готовом виде, нелегко слушать зачастую абсурдные предположения детей о том,  что стоит предпринять для выхода из затруднения. Трудно не вмешиваться, когда, работая в группах или парах, дети никак не могут договориться. 

Но надо понимать, что такая работа необходима не только детям, но и тем, кто с ними работает.

  • Во-первых, потому, что значительно интереснее, приходя на занятие к детям, каждый раз слышать разные, порой неожиданные, гипотезы, чем каждый год рассказывать малышам одно и тоже. Это творческая работа, а значит – интересная, от которой можно получать удовольствие.
  • Во-вторых, работая в такой парадигме, взрослые поневоле меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье.

Что же дает системно-деятельностный подход учителю?

Он позволяет:

  • систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
  • «увидеть» себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
  • переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
  • уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе ЕГЭ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию;
  • работать в условиях «открытого» комплекта (курс математики программы «Школа 2000…» и любые учебники Федеральных перечней по другим учебным предметам, которые используются на основе базового уровня ТДМ);
  • включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне (сегодня это не только моральный, но и материальный стимул);
  • обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
  • вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам образования.

Не вредит ли программа «Школа 2000…» здоровью детей?

На основании проведённых исследований программа «Школа 2000…» имеет Заключение Государственной СЭС РФ о соответствии разработанной дидактической системы санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Если Тебе необходима помощь психолога, Ты нуждаешься в добром слове, совете, поддержке, Тебе очень плохо и одиноко, хочется поговорить…
Звони «Детский телефон доверия»

8-800-2000-122