Характеристика учебного процесса в начальной школе МАОУ "Центр образования №159" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ "Центр образования №159" разработана Основная образовательная программа начального общего образования, на основании которой строится образовательный процесс в начальных классах.
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
- преподавание английского языка вводится в первом классе в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг по запросу родителей (далее - ПДОУ);
- со второго класса основной иностранный язык ведется в рамках обязательной части учебного плана по ФГОС НОО;
- со второго класса в начальном звене предусматривается изучение предметов по выбору из перечня, предоставляемой ОУ (в рамках вариативной части учебного плана);
- предполагается введение дополнительных курсов, предваряющих углубленное изучение предметов в соответствии с указанными направлениями, общеразвивающих дисциплин.
Производится деление 2–4-х классов на группы для изучения иностранных языков.
Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, защита творческого проекта, беседа, смотр знаний и др..
Обучение в 1–4-х классах организовано по триместрам.
Организована внеурочная деятельность во второй половине дня по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительная (действуют спортивные секции)
- Духовно-нравственное (театральная студия, искусство, вокал)
- Общеинтеллектуальное (научное общество учащихся, кружки по интересам, проектная деятельность)
- Социальное (участие в социальных акциях, ярмарках милосердия)
- Общекульнурная (экскурсионная деятельность и т.д.).
В школе применяются следующие образовательные технологии:
- Традиционные;
- Индивидуальное обучение;
- Проблемное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Информационные и коммуникативные технологии;
- Проектная деятельность.
Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.
В соответствии со способностями и наклонностями учащихся по итогам окончания начального обучения предусматриваются различные подходы и дифференциации:
внутренняя дифференциация, регулируемая расписанием;
формирование групп дополнительного образования: спортивно-бальные, эстрадные и народные танцы, хор, спортивная гимнастика, занимательная информатика, изучение иностранных языков.
В начальном звене не предусматривается широкая дифференциация по классам. Всё большее место занимает групповая дифференциация по желанию учащихся, реализуемая в оптимизационной модели дополнительного образования. Осуществляется развитие НОУ, индивидуальных образовательных программ, то есть все основы наук изучаются в соответствии с государственными программами и учебными планами, а всё что сверх – индивидуально, за пределами основного расписания. Таким образом, мы ориентируемся на внедрение технологии личностно–ориентированного обучения.
Об учебном плане
В Образовательном плане МАОУ "Центр образования №159" определен максимальный объем учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, используя инфраструктуру микрорайона, кадровые возможности школы и материально-техническую базу.
Образовательный план МАОУ "Центр образования №159" состоит из двух частей: инвариантной и вариативной, которая включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, реализует федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
На уровне начального общего образования содержание образования преимущественно реализуется за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. В Образовательном плане МАОУ "Центр образования №159" особое внимание уделено формированию здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели содержание предмета Окружающий мир дополнили элементы основ безопасности жизнедеятельности.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и материалов:
:- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральная целевая программа развития образования;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 20.12.2012г. №273-ФЗ(ст.5 п.3),(ст.2,11,12.13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286);
- Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от22.03.2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенный к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 .09.2022г. №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г. №70809).
- Государственная программа развития Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 (с изменениями и дополнениями);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 29.01.2021г. №62296;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 159» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Адаптированная общеобразовательная программа (АОП) начального общего образования
является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно деятельностные составляющие образовательной деятельности на начальном уровне общего образования. АООП начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП начального общего образования.
АОП начального общего образования для детей с ЗПР составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей С ЗПР (вариант 7 1) Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1—4-й классы).
АООП начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на:
формирование общей культуры обучающихся с ЗПР;
их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с ЗПР в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР.