Характеристика учебного процесса в начальной школе МАОУ "Центр образования №159" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ "Центр образования №159" разработана Основная образовательная программа начального общего образования, на основании которой строится образовательный процесс в начальных классах.
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
- преподавание английского языка вводится в первом классе в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг по запросу родителей (далее - ПДОУ);
- со второго класса основной иностранный язык ведется в рамках обязательной части учебного плана по ФГОС НОО;
- со второго класса в начальном звене предусматривается изучение предметов по выбору из перечня, предоставляемой ОУ (в рамках вариативной части учебного плана);
- предполагается введение дополнительных курсов, предваряющих углубленное изучение предметов в соответствии с указанными направлениями, общеразвивающих дисциплин.
Производится деление 2–4-х классов на группы для изучения иностранных языков.
Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, защита творческого проекта, беседа, смотр знаний и др..
Обучение в 1–4-х классах организовано по триместрам.
Организована внеурочная деятельность во второй половине дня по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительная (действуют спортивные секции)
- Духовно-нравственное (театральная студия, искусство, вокал)
- Общеинтеллектуальное (научное общество учащихся, кружки по интересам, проектная деятельность)
- Социальное (участие в социальных акциях, ярмарках милосердия)
- Общекульнурная (экскурсионная деятельность и т.д.).
В школе применяются следующие образовательные технологии:
- Традиционные;
- Индивидуальное обучение;
- Проблемное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Информационные и коммуникативные технологии;
- Проектная деятельность.
Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.
В соответствии со способностями и наклонностями учащихся по итогам окончания начального обучения предусматриваются различные подходы и дифференциации:
внутренняя дифференциация, регулируемая расписанием;
формирование групп дополнительного образования: спортивно-бальные, эстрадные и народные танцы, хор, спортивная гимнастика, занимательная информатика, изучение иностранных языков.
В начальном звене не предусматривается широкая дифференциация по классам. Всё большее место занимает групповая дифференциация по желанию учащихся, реализуемая в оптимизационной модели дополнительного образования. Осуществляется развитие НОУ, индивидуальных образовательных программ, то есть все основы наук изучаются в соответствии с государственными программами и учебными планами, а всё что сверх – индивидуально, за пределами основного расписания. Таким образом, мы ориентируемся на внедрение технологии личностно–ориентированного обучения.
Об учебном плане
В Образовательном плане МАОУ "Центр образования №159" определен максимальный объем учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, используя инфраструктуру микрорайона, кадровые возможности школы и материально-техническую базу.
Образовательный план МАОУ "Центр образования №159" состоит из двух частей: инвариантной и вариативной, которая включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, реализует федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
На уровне начального общего образования содержание образования преимущественно реализуется за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. В Образовательном плане МАОУ "Центр образования №159" особое внимание уделено формированию здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели содержание предмета Окружающий мир дополнили элементы основ безопасности жизнедеятельности.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и материалов:
:- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральная целевая программа развития образования;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 20.12.2012г. №273-ФЗ(ст.5 п.3),(ст.2,11,12.13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286);
- Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от22.03.2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенный к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 .09.2022г. №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г. №70809).
- Государственная программа развития Российской Федерации «Развитие образования» утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 (с изменениями и дополнениями);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 29.01.2021г. №62296;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 159» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Адаптированная общеобразовательная программа (АОП) начального общего образования
является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно деятельностные составляющие образовательной деятельности на начальном уровне общего образования. АООП начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП начального общего образования.
АОП начального общего образования для детей с ЗПР составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей С ЗПР (вариант 7 1) Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1—4-й классы).
АООП начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на:
формирование общей культуры обучающихся с ЗПР;
их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с ЗПР в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР.
ДОКУМЕНТЫ:
Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ от 24 января 2025 года № 68 «О закреплении определенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан за муниципальными общеобразовательными организациями городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципальными дошкольными образовательными организациями городского округа город Уфа Республики Башкортостан»
Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 No 458
Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Приказ "Об организации приема детей в 1-е классы на 2024-2025 учебный год" №87 от 18.03.2024 г.
Заявление о ПРИЁМЕ в МАОУ ЦО в соответствии с Постановлением АГО от 14.12.2021 № 1727
ИНФОРМАЦИЯ О ПОСТУПЛЕНИИ
Первых классов 2025-2026 уч.г. запланировано 5 классов -
150 учащихся.
ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
ГРАФИК ПРИЕМА ДОУМЕНТОВ:
апрель-июнь 2025 // каб.№209 вторник 10:00 - 12:00, четверг 17:00 - 19:00;
июнь-сентябрь 2025 // каб.№221 вторник 10:00 - 12:00, четверг 15:00 - 17:00
График приема родителей будущих первоклассников
- Начало приема заявлений – проживающих на закрепленной территории, начинается с 1 апреля и завершается 30 июня текущего года, с 1 по 3 июля зачисление в школу (в течение 3-х рабочих дней).
- Прием заявлений от родителей (законных представителей) детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ведется с 6 июля текущего года (в соответствии с новым Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования) до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Прием документов в первый класс для лиц зарегистрированных на территории, закрепленной за МАОУ "Центр образования №159" осуществляется в период с 01.04 по 30.06 (пункт 17 Приказа Минпросвещения России от 02.09.2020 No 458)
Уважаемые родители будущих первоклассников!
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 15.05. 2024 №01-05/536 родители (законные представители) будущих первоклассников из многодетных малоимущих семей, имеющие право на получение набора школьно-письменных принадлежностей согласно постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 марта 2002 года №68 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан», при подаче документов в первый класс предоставляют пакет документов на получение набора школьно-письменных принадлежностей.
С 1 февраля 2016 года введена система "Электронная запись в 1 класс", позволяющая производить зачисление в 1 класс школы через "Интернет", без предварительного посещения школы. Следует учесть, что подача заявления через данную систему не заменяет подачу заявления в школе. На странице школьного сайта в разделе "Электронное комплектование школ города Уфы" размещена инструкция, с помощью которой можно провести электронную регистрацию. По всем возникшим вопросам можно обратиться к заместителю директора по УВР Мударисовой Флюре Кадимовне, тел. 28-71-159
Проще, чем кажется! (Буклет)
Памятка для родителей первоклассников
Школьная форма:
Решением Управляющего совета и Родительской общественности школы утвержден синий цвет школьных костюмов. Модели костюмов могут быть разными.
О приеме в 10-й класс
Прием в 10-й класс осуществляется в соответствии с Правилами приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в МАОУ "Центр образования №159, положение "Об организации индивидуального отбора при приеме (переводе) в классы с углубленным изучением отдельных предметов или в профильные классы (группы) Муниципального автономного общеобразовательного «Центр образования № 159» городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2022 года N 98
Прием на 2025/2026 учебный год по программам среднего общего образования ФГОС СОО.
Профиль |
количество классов |
количество мест |
наличие вакантных мест |
технологический профиль |
1 |
25 |
0 |
социально-экономический профиль |
1 |
25 |
6 |
При приеме на обучение на уровне среднего общего образования необходимо предъявить:
- заявление установленного образца;
- аттестат об основном общем образовании;
- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания на закрепленной территории;
- паспорт учащегося.
Подать заявление о поступлении в 10-й класс можно
в каб. 221, каб. 228 c 9.00 до 16.00.
21 августа 2025 г. пройдут вступительные испытания по математике в профильные классы (добор на вакантные места в соц. экономич. профиль).
С процедурой индивидуального отбора можно ознакомиться в "ПОЛОЖЕНИЕ Об организации индивидуального отбора при приеме (переводе) в классы с углубленным изучением отдельных предметов или в профильные классы (группы) Муниципального автономного общеобразовательного «Центр образования № 159» городского округа город Уфа Республики Башкортостан"
Предпрофессиональное и профильное образование (10-11 классы)
Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Обучение грамоте и развитие речи
Занятия по обучению детей грамоте и развитию речи ведутся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении, побуждает детей рассуждать, делать выводы, выбирать правильное решение среди вариантов ответов. Таким образом, формируется творческое мышление, развивается речь.
Результатом работы по подготовке к обучению грамоте является знание акустической характеристики звука, определение положения звука в слове, умение делать звуковой, звукобуквенный анализ слова, чтение слогов, слов по звуковым картинкам, по буквам.
Математика
На занятиях в игровой форме дети:
- овладевают количественным и порядковым счетом;
- знакомятся с цифрами и основными, арифметическими действиями сложения, вычитания, знаками + -
- осваивают понятия «больше», «меньше», «равно», знаки >, <, =
- получают знания о составе чисел первого десятка
- учатся беглому счету ±1, ±2 в пределах 10
- сравнивают предметы по величине
- получают представления о геометрических фигурах
- учатся решать простые задачи в прямой и косвенной форме,
Кроме того, используются много заданий на развитие логического мышления и стремления к точности.
Подготовка руки к письму
Необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика и координация движения рук. С этой целью на занятиях по подготовке к школе дети выполняют различные упражнения:
- штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш
- обведение фигур по трафарету или шаблону
- вырезание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций
- обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание
- написание по пунктиру элементов письменных букв.
Занятие – это не набор отдельных заданий, все они объединены определенным замыслом, сценарием, что позволяет поддерживать интерес детей в течение длительного времени.
Искусство
Рисование, лепка, аппликация – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, но и развитие памяти, внимания, логического мышления. В процессе такой деятельности ребенок наблюдает, осознает, передает свои впечатления о познаваемом, увиденном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил. Занятия развивают чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений и восхищается этой красотой.
На занятиях дети рисуют карандашами, красками, гуашью, фломастерами, лепят, конструируют, выполняют аппликации, создают поделки из бумаги.
Учебные пособия
- «Азбука. Мой первый учебник», Игнатьева Л.В.
- Рабочая тетрадь к Азбуке «Читаю и пишу» (в 2х частях), Игнатьева Л.В.
- «Я начинаю читать», Е.В. Колесникова
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», К.В. Шевелева
- «Учимся писать» С.Е. Гаврина, Н.Т. Кутявина и др.
Принадлежности в «Школу будущего первоклассника»
Сменная обувь, бейджик с именем ребенка.
В портфель:
- Ручка шариковая,
- Ластик,
- Цветные карандаши 12 цв.,
- Простой карандаш 2 шт,
- Клеенка 50х50,
На занятие «Искусство» необходимы две папки. Их нужно подписать (фамилия, имя ребенка, название папки («Рисунок», «Аппликация, лепка») крупными буквами на бумаге, под скотч).
Папка №1 «Рисунок»
- Папка бумаги для рисования, А4
- Фломастеры 12 цветов
- Восковые мелки 12 или 24 цв.
Папка №2 «Аппликация, лепка»
- Ножницы с круглыми концами
- Цветная бумага
- Цветной картон
- Гофрированный картон, бархатная бумага
- Клей карандаш
- Тряпочка
- Пластилин
- Стека
- Дощечка для лепки
- Влажные салфетки
Заявления о приеме на подготовку принимаются в течение сентября.
Уважаемые родители!
В четвертых классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Курс включает в себя шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
- «Основы православной культуры»;
- «Основы исламской культуры»;
- «Основы буддийской культуры»;
- «Основы иудейской культуры»;
- «Основы религиозных культур народов России»;
- «Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей, и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
ВНИМАНИЕ! 8 декабря 2022 г. в 19.00 состоится собрание родителей 3-х классов по выбору модуля "ОРКСЭ".
Уважаемые родители обучающихся 3 классов, доводим до Вашего сведения, что 08.12.22г. в 19.00 состоится родительское собрание с целью ознакомления с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», преподаваемом в 4 классах. Для осуществления выбора модуля курса необходимо личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.
Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.
Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
- Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час)
- Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
- Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
- Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Один из модулей изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей. Каждый ученик получает один из шести предлагаемых учебников, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников.
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения.
Новости:
До Нового года осталось:
"Горячая линия" по вопросам, относящимся к системе образования
- Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа РБ
- Управление образования Администрации городского округа город Уфа РБ
Телефон горячей линии Обрнадзора РБ
по организации дистанционного обучения
(тел. 89279379424)